ул. Мира, д. 145, пос. Демьян Бедный,
Тамбовская обл, Жердевский район 393693
Показать на карте

Битва за мёд. Напад пчёл, июнь, 2024

08
июн

Напад пчел - большое испытание для пчеловода.

 

 

 

 

 

ВОРОВСТВО И НАПАД ПЧЕЛ 1990 Зарецкий Н.Н.


 

В безмедосборное время, особенно при внезапном его прекращении, старые пчелы, побуждаемые инстинктом пополнения кормовых запасов, вьются у склада, в котором хранят для них корма, и у летков чужих ульев, стремясь в них проникнуть.

Сторожевые пчелы отличают пчел-воровок по их неуверенному виляющему полету перед ульем. Пчелы сильных семей хорошо защищают медовые запасы и не дают воровкам приблизиться к летку. Жертвами пчел-воровок становятся безматочные, слабые и больные семьи. Если своевременно не принять меры, то пчелы-воровки, ограбив безматочные и слабые семьи, могут нападать и на сильные.

В большинстве случаев пчелиное воровство возникает из-за неаккуратности пчеловода при кормлении пчел и несвоевременно проводимого осмотра пчелиных гнезд, в результате чего у пчел закрепляется условный рефлекс пользоваться чужими запасами меда. Стоит только открыть улей, как пчелы-воровки набрасываются на осматриваемые рамки и проникают в него с целью хищения меда. На сотах и у летка начинается драка, появляются убитые пчелы. Пчелы-хозяева становятся злобливыми. Прекращение работ, сокращение или временное периодическое закрывание и открывание летка может приостановить воровство, но пчелы-воровки не успокаиваются. Открывать в этих условиях улей нельзя. Пчелы, похитившие мед в открытом улье, мобилизуют других пчел на столь легкую добычу, а пчелы-хозяева не всегда могут защититься от упорной атаки пчел-воровок. Драка пчел у летка побежденной семьи вскоре прекращается, а активный лёт пчел-грабительниц малоопытный пчеловод может принять за хорошую работу семьи. Поэтому пчеловоду необходимо знать, что лёт пчел из обворовываемой семьи может быть и в прохладную, и пасмурную погоду. Начинается он с раннего утра и заканчивается поздно вечером, когда пчелы других семей не летают.

Из обворовываемой семьи пчелы-воровки выходят торопливо, многие из них ползут вверх по передней стенке улья и, поднимаясь в воздух, под тяжестью ноши иногда падают на землю. Если сдавить брюшко выходящей из улья пчелы, то на хоботке покажется капля меда.

Бытует мнение, что проникшие в обворовываемую семью чужие пчелы прежде всего убивают матку, а потом уже приступают к разграблению меда. В действительности пчелы-воровки матку не убивают, а «обволакивают» ее в клубок, в результате чего матка погибает от голода. Поэтому, если нет надежды спасти от разграбления семью, то нужно сохранить хотя бы ее матку, которую обычно находят среди пчел, на дне улья.

Пчелы обворовываемой семьи, забрав последний мед, разлетаются по соседним ульям, слетают или присоединяются к семье-воровке. Часто при воровстве меда из неохраняемого улья соседние семьи, привлекаемые запахом меда, тоже включаются в грабеж. Так, пчелиное воровство переходит в свою высшую форму — напад, в результате чего будет погублено и разграблено много пчелиных семей. Наступление даже хорошего медосбора не всегда может прекратить грабеж.

Спасти пасеку от бедственного положения может только длительный затяжной дождь или похолодание, что изолирует пчел-воровок.

Для предупреждения воровства следует соблюдать ряд правил.

Выставку пчел по возможности проводить одновременно с ближайшими пасеками. Однако по ряду причин, в частности из-за плохой зимовки пчел, часть семей выставляют раньше обычного срока. В этом случае у ранее выставленной семьи в день выставки основных пчел закрывают летки. Желательно закрыть их и на следующий день.

Не держать на пасеке безматочные и слабые семьи.

В первые дни после прекращения медосбора воздержаться с отбором меда и осмотром гнезд.

Сокращать летки и гнезда пчел соответственно их силе и иметь достаточно кормовых запасов.

В безмедосборное время гнезда осматривать только в крайнем случае по утрам, во второй половине дня или вечером. Работу проводить быстро при одновременном открывании не более 2—3 рамок. Осмотренные в гнезде и изъятые рамки прикрывают холстиком. В случае появления признаков воровства работу прекращают и переносят на другое время. Можно осмотреть большое количество пчелиных семей, если на время работы закрывать летки осмотренных семей. Для уплотнения рабочего дня пчел осматривают в специальной переносной палатке, обтянутой марлей или проволочной сеткой (рис. 13).

Рис. 13. Слева — марлевая палатка для осмотра пчел, справа — палатка из металлической сетки
Рис. 13. Слева — марлевая палатка для осмотра пчел, справа — палатка из металлической сетки

Подкормку пчел подстановкой медовых рамок проводят в нелетное для пчел время, лучше вечером.

Недопустимо пачкать улей медом или сиропом, выбрасывать из улья сор, в котором могут быть крупинки закристаллизовавшегося меда, способного также привлечь к себе пчел-воровок.

При вывозе резервной пасеки на кочевку нельзя располагать ее на перелете, т. е. впереди или позади другой пасеки, расположенной по прямой к медосбору. В этом случае перелетающие через пасеку пчелы при неблагоприятной погоде могут остаться на пасеке по пути их следования, а при резком прекращении медосбора — разграбить ее.

Повышенная воровитость свойственна пчелам южных пород, особенно итальянским, кавказским и их помесям. Даже при небольшом поддерживающем медосборе они промышляют по неблагополучным семьям. Известен случай, когда тепличная семья с итальянскими пчелами разграбила обезматоченную семью на открытом точке на расстоянии 0,5 км.

Если есть подозрение, что семья обворовывается, то надо на несколько минут закрыть у нее леток. Потом леток открывают, а пчел, вылетающих из улья, посыпают мукой. Замечают направление их полета и по возвращающимся меченым пчелам устанавливают семью-воровку.

Чтобы отвлечь пчел от воровства, необходимо создать им необычную обстановку, задерживающую их вылет в обворовываемую семью. Это достигается поворотом улья семьи-воровки летком в другую сторону. Как только пчелы освоятся с новым направлением летка, улей вновь поворачивают.

Иногда полезно загрузить обворовывающую семью дополнительной работой, для чего поверх рамок посыпают опилки, расширяют леток или приоткрывают верх рамок. Вместо воровства пчелы будут вынуждены очищать свое гнездо и защищать кормовые запасы.

Пчелиное воровство можно быстро прекратить, если нападающую семью в течение 3—5 с подкурить веселящим газом.

Хорошие результаты дает перемена мест ульев обворовываемой и нападающей семей. Однако это неприемлемо на пасеках, где имеются разнопородные пчелиные семьи. Они уничтожают пчел, прилетающих к ним из других ульев. Если вышеописанные меры не дают результатов, семью-воровку переносят на другое место. Вместо нее ставят улей с пустыми сотами. Все летные пчелы возвращаются на старое место в улей, где нет ни матки, ни расплода. Стрессовое состояние охлаждает их порыв, и воровство быстро прекращается. К вечеру собравшимся пчелам нужно дать матку с разновозрастным расплодом и пополнить кормовые запасы. Если этого не сделать, то пчелы разлетятся по соседним семьям.

В только что подвергшейся обворовыванию пчелиной семье сокращают леток до одновременного прохода не более 1—2 пчел или временно закрывают полностью.

При более сильном воровстве на леток улья обворовываемой семьи кладут кусок глины и в нем прутиком прокалывают несколько отверстий. Свои пчелы через отверстия проходят, а воровки избегают.

Пчелиное воровство можно прекратить опрыскиванием пчел холодной водой с добавлением в нее неприятно пахнущего вещества, такого, как водный настой полыни, томатов и других растений. Некоторые пчеловоды кладут в пленке или в непромокаемой бумаге на леток тряпки, смоченные в керосине, креолине или в других веществах с отталкивающим пчел запахом, но пачкать этими веществами улей не следует.

В случае напада пчел с другой неизвестной пасеки пчелам в сотах или в кормушке дают воду, ульи уносят в прохладное помещение (зимовник). На место обворовываемых семей ставят пустые ульи, в которые кладут тряпки, смоченные отпугивающим веществом. Если нет возможности удалить потерпевшие семьи, то проводят вентиляцию гнезда. В ночное и другое нелетное время летки, в ульях открывают. Как только пчелы-воровки перестанут летать на место обворовываемых семей, ульи выносят из зимовника и ставят на прежнее место. При этом летки у них открывают на 0,5—1 см.

Бывают случаи, когда пчелиные семьи обворовываются при наличии хорошего медосбора, без сопротивления пчел-хозяев. Более того, встречается взаимное обворовывание с большим накоплением меда в более сильной семье, так называемое скрытое воровство. Оно бывает в двух случаях: при внезапном прекращении медосбора и сохранении хорошей погоды. Пчел-воровок привлекает запах меда, и они беспрепятственно проникают в улей при одинаковом запахе в ульях. В воровстве меда в последнем случае повинен пчеловод. Применяя химические средства против варроатоза, в пчелиных семьях перебивается «фамильный» запах, образуется одинаковый для многих семей запах, и пчелы-сторожа не распознают чужих пчел.

Чтобы облегчить распознавание ворующих пчел от своих, на дно улья на ночь кладут несколько размятых стеблей мяты и других пахнущих растений, а в ульях сокращают летки.

Таким образом, пчелиное воровство — весьма опасное явление на пасеке, его проще предупредить, чем с ним бороться.